Работа мечты

Другие города. Краснодар. Работа и бизнес

Работа мечты

Ирина Веретенникова, руководитель макрорегиона ЮГ компании HeadHunter, рассказала «Другим городам», чего ждать от года 2016-го, о кумовстве на рынке труда и работе мечты по современным меркам. А еще — дала дельные советы, как правильно искать работу и составлять идеальное резюме.

 

Как изменился рынок труда Краснодара и края в этом году? Какие прослеживаются тенденции?

В Краснодаре рынок труда начал меняться с 2014-го — случился высокий всплеск активности работодателей и соискателей, связанный с Олимпиадой в Сочи. В 2015-м мы наблюдали меньший интерес. Впрочем, на местном рынке труда ситуация более благоприятная, чем в целом по стране.

Конкурс по России составляет в среднем 5-6 человек на место. Конкуренция в Краснодаре доходит до 11 резюме на вакансию. Это связано не только с высокой активностью краснодарцев, но и с тем, что очень многие россияне в резюме указывают возможность переезда в Краснодар. В первую очередь, жители Москвы и Ростова-на-Дону. В начале года мы видели 43 000 таких резюме.

Москвичи, видимо, устали от холодных зим, им не хватает солнца. Они видят в Краснодаре потенциал, видят, что регион активно развивается, им интересно работать здесь. И жители Ростова, не найдя работу в своем городе в течение 1-3 месяцев, тоже начинают смотреть в сторону Краснодара. После Олимпиады бизнес здесь развивается чуть более активно, чем в Ростове.

Вслед за Москвой и Ростовом идет Петербург. Потом дальний север — Омск, Новосибирск, Красноярск. Надо сказать, Краснодар лидирует в тройке регионов, в которые чаще всего переезжают россияне, обгоняя Сочи и Крым.

Знаете, в Москве говорят, что сами москвичи не очень любят работать, а вот приезжие, напротив, работают денно и нощно. То же самое можно сказать и про переехавших в Краснодар. Это люди с большими амбициями, с высокими профессиональными навыками. Им нужно оправдать переезд, нужно найти себя здесь как специалиста, заработать, чтобы обзавестись жильем. По нашим наблюдениям, приезжие максимально эффективны в бизнесе.

Чаще всего они переезжают вместе с семьей. А это — дополнительные «руки» для города.

Вы можете отследить, какой процент из желающих переехать в итоге переезжает?

К сожалению, мы видим только намерения людей. Человек, скажем, откликнулся на 50 вакансий. Но где он трудоустроился в итоге, и через нас ли, мы не знаем. Была мысль поставить соответствующую кнопку на сайте для соискателей и работодателей. Но обязать предоставлять нам такую информацию мы, конечно, не можем.

Но можем говорить о собственных наблюдениях. HeadHunter — тоже работодатель. Раньше мы брали на работу, в основном, местных жителей по понятным причинам: люди знают рынок, партнеров. Сейчас в Ростове, Краснодаре и Сочи становится всё больше приезжих. В Краснодарском офисе работает человек из Волгограда, в сочинском офисе — из Омска.

 

Какие сервисы по подбору персонала есть на HeadHunter, и как часто компании ими пользуются?

В первую очередь, это возможность размещения вакансий и поиск сотрудников по той базе резюме, что у нас есть. Это основной путь взаимодействия с нашим сайтом. Абсолютное большинство краснодарских работодателей пользуются нашим ресурсом. Они зарегистрированы как компании, размещают актуальные вакансии.

Есть и дополнительные сервисы. Например, мы даем возможность работодателю рассказать о своей компании и о вакансиях не только с помощью текста. Страница вакансии или компании может быть окрашена в корпоративные цвета. На ней можно разместить фотографии рабочего места, коллектива, корпоративных мероприятий.

Все ради того, чтобы соискатель сразу почувствовал: «моя» компания или «не моя».

Последнее время у работодателей возникла новая проблема: как из большого количества откликов выбрать лучших. Ведь интересные вакансии крупных компаний получают до 150 откликов на одну позицию.

Мы разработали онлайн-сервис «Оценка талантов». Он позволяет сэкономить время рекрутера. Сервис включает тесты вербальных и числовых способностей, а также опросник выявления универсальных компетенций. Работает очень просто: соискатель получает ссылку на тест, проходит его, а результаты поступают работодателю.

Зачем нужны эти тесты? Когда мы проводим собеседование, как правило, соискатель рассказывает, какой опыт он получил на предыдущей работе. Мы должны сопоставить эту информацию с задачами нашей компании. К сожалению, предыдущий опыт не всегда гарантирует успешность человека на новом месте.

Например, кандидат раньше работал в спокойном режиме в небольшой компании с небольшим числом клиентов. А на новом месте ему предлагают в два-три раза больше клиентов, больше контакта с ними, и человек не справляется.

Чтобы определить уровень способностей соискателя, узнать, сможет ли он справиться с новыми задачами, мы рекомендуем использовать онлайн-сервис оценки персонала. Так можно уменьшить текучку на испытательном сроке, сразу получив эффективного сотрудника, который на первом-втором месяце работы начнет давать прибыль компании.

Исчезает ли распространенная в России практика искать сотрудников через знакомых, так называемое «кумовство»?

Сайту HeadHunter 15 лет. В регионы он пришел в 2006 году, в Краснодаре мы уже 9 лет. Раньше не все компании были готовы искать сотрудников через наш сервис, говорили о том, что подбирают персонал через знакомых, друзей и родственников. Сейчас подобный подход практикуют, в основном, мелкие компании. И даже они стремятся закрывать наиболее важные для бизнеса позиции через HeadHunter.

Сегодня в плане подбора персонала у работодателей в приоритете наш сервис. Я вижу, как растет число размещенных вакансий и резюме. Есть даже статистика — 90% вакансий в крупных компаниях закрывают через нас.

Кумовство постепенно уходит. Впрочем, оно еще ярко заметно в Сочи, в Крыму. В небольших городах Краснодарского края трудоустройство происходит по-разному. Если туда приходит, скажем, Сбербанк, то он приходит через нас. Если мы говорим о частном бизнесе в небольшом городке, то, скорее всего, там будет трудоустройство по знакомству.

 

Как считаете, на Кубани кумовство развито сильнее, чем в других регионах?

Ментальность накладывает отпечаток и на рынок труда. На Кубани много небольших частных предприятий. Местные жители не всегда готовы работать «на дядю», они предпочитают открывать свое дело. В большинстве случаев, собственнику такого бизнеса проще доверять знакомому, другу, нежели человеку «с улицы».

Но в последние годы даже собственники малого бизнеса понимают, что ключевые позиции лучше закрывать квалифицированным сотрудником с соответствующим опытом.

Что можно посоветовать тем, кто ищет работу в Краснодаре?

Не рекомендуется держать деньги в одном банке. Точно также не стоит искать работу одним способом.

Существует такое явление — рекомендательный рекрутинг. Например, в компании, чаще в крупной, сотрудникам объявляют: «Если вы приведете на работу своего знакомого с подходящим опытом работы, получите бонус», — подарок или премию. Скажем, программист знает другого сильного программиста. Почему бы не привести этого человека в свою компанию? Сотруднику будет комфортно работать со своим другом. А компания получит не только высококвалифицированного специалиста, но и более лояльного сотрудника. Ведь его товарищ уже рассказал о специфике работы, о корпоративной культуре.

Если у вас есть знакомые, работающие в хороших крупных компаниях, можно задействовать их в поиске работы. Вообще, стоит оповестить всех знакомых, друзей, подруг, разослать свое резюме в различные компании. Словом, поставить в известность всех, кто может помочь. Включить «сарафанное радио».

И еще один совет. Нужно всегда отрабатывать собеседования.

Часто бывает, что соискатель приходит на собеседование, и ему сразу что-то не нравится: расположение офиса, личность рекрутера, обстановка. Человек понимает, что не хочет здесь работать, и проходит собеседование номинально, отвечает на вопросы коротко, без блеска в глазах.

Это неправильная стратегия. Следует помнить, что рекрутеры — люди общительные. Если вы не примите предложение о работе, но выиграете собеседование, рекрутер вас запомнит, резюме сохранит в свою в базу. А дальше — два варианта развития событий. Рекрутер может передать ваше резюме коллеге из другой компании. Или, скажем, через полгода рекрутер может сам сменить работу и оказаться в компании, где вы хотели бы работать. Тогда он вспомнит о вас.

 

Как сделать резюме эффективным?

В резюме надо максимально подробно расписать информацию, которая характеризует вас как специалиста. Желательно писать не просто о функционале, который вы выполняли на работе. Надо указывать свои достижения — разработал проект, с нуля наладил работу отдела, привел новых клиентов. Это покажет, что вы специалист, заточенный на эффективность. Сейчас бизнес находится в нелегких условиях. Слово «кризис» периодически проскальзывает в разговорах предпринимателей. Поэтому компании ищут максимально эффективных сотрудников.

Нельзя указывать в резюме максимальный желаемый уровень зарплаты. Понятное дело, при смене работы каждый хочет зарабатывать больше, чем раньше. Но стоит иметь в виду, что компания всегда чуть-чуть придерживает зарплату на испытательном сроке. Чтобы попасть на собеседование, войти в компанию, лучше поставить некую среднюю по рынку цифру. А дальше, когда вы проявите свои таланты, работодатель может поднять вам планку зарплаты. Это может произойти буквально в течение полугода. Но для начала нужно встретиться с рекрутером. А если в резюме стоит высокая зарплата, вас могут не пригласить на собеседование. Просто потому, что работодателю негде взять эти деньги.

Отлично, когда к резюме соискатель прикладывает сопроводительное письмо, содержащее несколько предложений о том, почему именно эта вакансия этого работодателя его интересует. И чем, как специалист, он может помочь в решении задач компании, описанных в вакансии.

Так можно продемонстрировать уважение к рекрутеру, внимание к вакансии, показать, что вы не веером рассылаете резюме, лишь бы где-то взяли. А действительно изучили вакансию, информацию о компании, понимаете, что можете быть полезны.

Какие прогнозы рынка труда на 2016 год можно дать уже сейчас? 

Пик безработицы, начавшийся в марте 2014 года, уже прошел. Сейчас ситуация более-менее нормализовалась. Новой волны сокращений мы не ждем. Компании выкладывают на сайт все больше вакансий, активнее ведет себя бизнес. 2016 год станет продолжением этого тренда. Во второй половине грядущего года мы ждем рост количества вакансий в Краснодаре и крае.

Край развивается, инвестиции продолжаются. Атмосфера на местном рынке труда благоприятнее, чем во многих других регионах страны.

Какая она, «работа мечты» современных соискателей?

Работа мечты — это работа в компании, которая не просто стабильна, а стабильно развивается.

Соискатель сейчас хочет трудиться не просто за зарплату. Он хочет работать в хорошем коллективе. И с профессиональным руководителем, которому можно доверять, к которому можно обратиться с любым вопросом. Который интересуется мнением сотрудников, рассказывает о стратегии компании, а не стращает людей увольнением. Который понимает, что не люди должны выстраиваться к нему в очередь за работой, а он должен быть привлекательным работодателем. Тогда проблем с набором кадров не будет.

Люди ждут, в первую очередь, индивидуального отношения к себе. Соискателям не нравится чувствовать себя винтиками в большом и сложном механизме.

Бывает, предприятие состоит из 28 человек. Ни рекрутера, ни HR нет. Но сам руководитель понимает, насколько важны люди. Тогда ни одного из классных специалистов, которых он вокруг себя собрал, не сможет «схантить» даже за большие деньги крупная компания из 300 человек.

Если людям на своем нынешнем месте работы комфортно, их уважают, с их мнением считаются, они не уйдут.

Какие принципы у вас, как у руководителя макрорегиона ЮГ, в работе с партнерами и коллегами?

Что касается взаимодействия с клиентами, у нас принцип простой: мы никогда не говорим «нет». Когда к нам приходит клиент и рассказывает, что хочет реализовать такой-то проект, отвечаем: «Да, мы с вами». А потом уже начинаем думать, как мы будем это делать. Мы всегда за то, чтобы сделать что-то новое и интересное.

А в своей команде новичков мы всегда встречаем с открытой душой. Когда новый сотрудник приходит в компанию, ему обязательно дают наставника, чтобы ему было комфортно в первые дни работы, чтобы он знал, к кому обратиться за советом, за помощью в сложной ситуации. Это очень важный момент, особенно для молодых специалистов, которые часто сами не решаются спрашивать. Они боятся продемонстрировать свою некомпетентность, или неспособность усвоить информацию с первого раза. Но я всегда говорю, что самый плохой вопрос — незаданный.

Как я работаю с командой? Всегда с ними советуюсь, слышу их проблемы. Стимулирую в них желание рассказывать мне о сложностях с клиентами и партнерами. Одна голова хорошо, две — лучше. Мы всегда можем вместе сесть и выработать верное решение.

Если компания хочет быть лидером на рынке, а мы им и являемся, то каждый сотрудник должен хотеть быть лидером, лучшим в своем деле. Это такое свойство характера — оно либо есть, либо его нет. Невозможно заставить человека хотеть быть ярким специалистом в своей сфере.

Если я бухгалтер, то я такой бухгалтер, у которого нет ни одной ошибки за целый год работы с финансами. Если я уборщица, значит, у меня нет ни одной пылинки, нигде и никогда.

Именно таких людей и надо брать в команду. Тогда команда сама пойдет к поставленной цели, ее не придется подталкивать и бесконечно мотивировать.

 

Подготовила Валентина Гольцберг

Тэги:, , , , , , , ,