О найме и кризисе
Бизнесом я стал заниматься не сразу, и думаю, это было правильно. Романтика своего дела чудесна и восхитительна ― ровно до того момента, как ты начинаешь тратить собственные деньги. И приходить к этому этапу стоит уже с опытом.
Я родился и вырос в Краснодаре, отучился в университете Культуры на прикладной информатике и понял, что не буду информатиком никогда в жизни. На тот момент мотивация при выборе работы была одна ― финансовая. Получилось так, что я попал в «Галерею времени» ― именно там, на первой работе, мне привили вкус к дорогим вещам и понимание того, почему они стоят столько, сколько стоят. Потом был HeadHunter, где я научился работать в рамках бизнес-процессов и самоорганизовываться. Позже «Юга», которые меня закалили.
Впервые мысль о собственном бизнесе появилась году в 2008-м: мы с другом придумали концепцию журнала, которая до сих пор кажется мне жизнеспособной. У нас был отличный проект, детально продуманный. Но бизнеса не случилось ― мы просто не смогли найти для него партнерские деньги, потому что грянул кризис и нам сказали: «Ребята, все здорово, но вы просто не вовремя». Я снова пошел работать по найму ― уже в удовольствие. Занимался интересными бизнес-мероприятиями в «Династии PR» у Оксаны Зенченко и довольно быстро вырос от стажера до директора компании.
Романтика своего дела чудесна и восхитительна ― ровно до того момента, как ты начинаешь тратить собственные деньги.
О романтике и Артемии Лебедеве
Примерно в это время и появился первый бизнес, «В бесконечность и далее», киоск студии Артемия Лебедева. Они предлагали партнерам несколько форматов магазинов ― у кого на сколько хватит денег. Мы выбрали киоск. На тот момент в Краснодаре действительно не было ничего похожего, но не буду говорить, что мы всерьез изучали конкурентов, статистику и прочее. Нет. Была абсолютная романтика. Все, что делал Лебедев, казалось невероятно крутым! К слову, я и сейчас считаю, что по части предметного дизайна они лучшие в России. Мы меняли локации: были в «Галерее» и «Красной Площади», пробовали разные форматы. В чем-то нам везло, в чем-то нет, дров мы наломали предостаточно. Вообще, выяснилось, что розничный ритейл ― это настолько сложная штука, что если бы я сегодня знал, каково это, то второй раз бы не начал. Хотя ребята, работающие в сфере услуг, наверное, скажут то же самое о себе.
О «Третьем Месте» и мертвом атриуме
С тех пор мы претерпели очень много изменений и в итоге выросли в «Третье Место» с площадью в 180 квадратных метров и штатом 11 человек вместо 4-х начальных. После 2008-го начинать что-то серьезное было очень страшно. У нас с моим партнером Ксенией Востриковой на все-провсе был миллион в рассрочку на год. На тот момент таких денег никто из нас даже в руках не держал, средняя зарплата была 25-30 тысяч. Много было моментов, когда казалось, что мы не вытянем, но все получилось.
Как мы получили место в «Галерее»? Потом и кровью. Фанатизмом и упорством. Тогда у нас не было никаких особых знакомств ― мы просто приходили и разговаривали, разговаривали. Никаких поблажек по аренде никто никому не делал, ни в бытность киоском, ни сейчас. Аренда есть всегда, сократить ее невозможно, и если ты к этому не готов, то и начинать не стоит.
К «Галерее» мы пришли с очень умным и красивым, на мой взгляд, предложением ― взять пустующий атриум и сделать из него достопримечательность не только ТРЦ, но и города в целом. Создать место, куда будут целенаправленно приходить люди. Московский менеджмент от идеи пришел в бешеный восторг. Кстати с просьбой повторить эту историю после запуска «Третьего Места» к нам обращались и обращаются многие краснодарские бизнесы: от «Карнавала» до разных по формату полуофисных зданий. Отказываемся. Да, мертвые места нужно оживлять, но для этого должны совпасть несколько факторов. Самые главные ― расположение и уже существующий трафик.
Как мы получили место в «Галерее»? Потом и кровью. Фанатизмом и упорством.