Аромамаркетинг опирается на чувства. Все мы взаимодействуем с окружающим миром, используя пять органов чувств. Если одно исчезнет, пропадет и полная картина. Мы не сможем влюбиться с первого взгляда, почувствовать запах и вкус попкорна в кино, увидеть радугу. Воздействие на органы чувств возвращает нас к предыдущему опыту, вызывает ассоциации — приятные или неприятные ощущения.
Обоняние — первое чувство, которое появляется у человека еще в материнской утробе, и 75% наших эмоций можно вызвать запахами.
Запахи способны стимулировать совершение покупки. Знают об этом многие, но не этим пользуются. Потому что не знают, как это делать.
Влияние запахов на рост числа покупок обнаружил американский невролог, руководитель Чикагского Центра исследования вкусовых и обонятельных рецепторов Алан Хирш. Он изучал механизм воздействия запахов на человека при торговле кроссовками.
Группу испытуемых из 31 покупателя попросили внимательно рассмотреть коллекции кроссовок, находящиеся в двух разных залах. Помещения и кроссовки были абсолютно одинаковыми, единственное отличие — в одном из помещений распылили легкий цветочный аромат. Выяснилось, что большинство покупателей выбрали кроссовки из «пахнущего» зала.
Итак, кому и какие ароматы лучше использовать? Практически всем компаниям сегмента b2c.
В продуктовых магазинах хорошо помогают увеличить продажи ароматы свежего хлеба или яблочного пирога, запахи свежего огурца или арбуза. Желательно создавать ароматическую ауру у продуктов, не имеющие ярко выраженного собственного аромата, как, например, у запечатанного кофе, шоколада или мясной нарезки в вакуумной упаковке.
В отдельных отделах продовольственных магазинов целесообразно нейтрализовать неприятные запахи. Например, в отделе сырой рыбы или морепродуктов их можно заглушить ароматом цитрусовых.
В магазинах женского нижнего белья можно использовать аромат сирени, в магазинах для беременных — запах детской присыпки, в магазине купальников — аромат кокосов.
Для отеля хорошим решением может стать аромат белого чая, дающий ощущение спокойствия, тепла и уюта.
Для магазинов сумок и обуви — запах натуральной кожи, для люксовых автомобилей — запах белых пород дерева, для туристических агентств — аромат экзотических фруктов.
Не стремитесь передать запах, максимально приближенный к запаху товаров, которые вы продаете. Важнее образ, который ассоциируется с вашим товаром. Образ, близкий вашим покупателям. Не обязательно в магазине дорогостоящей мебели использовать аромат древесины. Лучше подойдут ароматы коньяка, камина, кожи — это будет намного эффективнее.
Собственный аромат — это не плохой способ отстроиться от конкурентов. Однако здесь важно иметь в виду, кто окружает вашу торговую точку и какие ассоциации вызывает тот или иной бренд. Например, один краснодарский розничный магазин по продаже кофе решил создать фирменный запах с нотками шоколада. Их торговый павильон располагался в торговом центре напротив «Шоколадницы». Когда посетители проходили мимо, почувствовав запах шоколада, они шли не в лавочку к предприимчивому продавцу кофе, а в знаменитую кофейню. Добиться увеличения продаж с помощью аромамаркетинга в этом случае удалось только известной сети.
Ароматы можно использовать и для увеличения продуктивности персонала.
Эвкалипт, розмарин, шалфей, лимон, базилик и мята снимают сонливость, дарят бодрость и желание работать. Лаванда, мелисса, тимьян, корень валерианы, напротив, расслабляют.
Аромамаркетинг, кстати, может быть не только частью маркетинговой стратегии, но и самостоятельной бизнес-идеей. Используйте, внедряйте.