Я переехал в Санкт-Петербург уже почти как два года назад. Сложилось как-то само собой. В Краснодаре тошнило от любой работы, которую бы мне могли предложить: я журналист, а что общественно-политические, что глянцевые издания города чаще всего вызывают раздражение. К тому же, развалилась моя группа. И в целом ничего уже не держало. Как казалось.
Вопроса куда ехать, не стояло. Когда я уже все обдумал и стал прикидывать варианты, мне написали из Санкт-Петербурга и предложили работу в проекте «Пивной сомелье». Пивная тематика – это то, чем я занимался уже некоторое время, и, понятно, пивная журналистика это работа мечты. Теперь это стало моей основной и единственной профессией: пишу статьи, читаю лекции, недавно издал книгу о пивоварении в ЭКСМО. В плане пива Петербург это, безусловно, главный российский город.
К тому же, я знал, с кем здесь заняться музыкой.
Никакой романтизации Санкт-Петербурга не было, я прекрасно понимал, куда еду. Меня бесит псевдоинтеллектуальный снобизм этого города, его грязь, тотальная люмпенизация, его разлапистость, расстояния и неудобство для жизни. А разговоры про культурную столицу, по-моему, диковато слушаются на фоне женщин из 90-х, продающих носки у метро. Тут вообще многое зависло в 90-х. Индийские магазины, эзотерика, прочая дичь. Каша из алкоголиков, гопников, хипстеров, хамовитых теток и «интеллигенции».
Все это я знал до переезда. Поэтому здесь я несколько окуклен. Публичная стихотворная жизнь меня не особо интересует и увлекает, все это за редким исключением какие-то самоутверждающиеся девочки и мальчики, как и в Краснодаре. Музыкальная – интересует больше в плане «О, тут можно сходить на …», или «О, тут есть отличная студия с отличным звукорежиссером», или «О, с этой группой можно будет выступить вместе».
С Краснодаром связывает ностальгия. Это чувство часто деструктивное. Деструктивное в том смысле, что нереально заморозить свое прошлое и сидеть, ничего не делая, даже если этого очень хочется, а нереальность эта вызывает фрустрацию. И ностальгия – это идеализирующее чувство, а нужно оставаться трезвым и честным. Поэтому иногда приходится одергивать себя.
За два года разъездов туда-сюда пришло более взрослое понимание Краснодара и Кубани вообще. Я и раньше подозревал, что за ширмой с «казаками» и комсомольскими вожаками есть большое историческое – и весьма темное – полотно. Теперь я вижу, что да, есть некий secret south, кровавый, ночной, пропахший землей и полями, с опасным азиатски-степным духом, дикими силами природы и маленькими людьми.
Запахов сильно не хватает. Летняя жара с мыльными ночными испарениями на окраинах Краснодара – это то, чего здесь нет и не будет.
Переезжать в Петербург из Краснодара в общем и целом бы я не советовал. Есть исключения. Первое: вам это необходимо по каким-либо мотивам, связанным с творчеством и банальным прокормом себя. Второе: вы ванильная девочка, которая всерьез верит во всю эту чушь про питерские закаты, невероятно романтические прогулки по крышам и поэтические вечера. Но тогда лучше сначала почитайте Константина Вагинова. Он Петербург, видимо, любил, но рисовал его правдиво.