Новая машина сильно теряет в цене?
– Чем популярнее автомобиль, тем меньше он теряет на вторичном рынке, это тоже важный момент. Если выбирать между Хёндэ Солярис и Пежо 207, Пежо потеряет намного больше на вторичке. На практике это где-то от 15 до 30% в первые два года.
При покупке часто пользуются автокредитом?
– Последние 2 месяца 50 на 50%. Машины стоимостью от миллиона покупают по программам трейд-ин: сдают свой автомобиль и доплачивают. А в бюджетном классе почти 60% автомобилей покупается в кредит.
Предположим, машина куплена в салоне. Что делать с обслуживанием?
– Процент людей, которые купили автомобиль в салоне, а обслуживают в гараже, сейчас низкий. Большинство автовладельцев предпочитает сервис у официальных дилеров. Да, цена на запчасти порой выше, чем в гараже, но качество и гарантия того стоят. Вы же не идете делать прическу к подмастерью в общежитие только потому, что там дешевле. К тому же, в кризис салоны дают клиенту возможность выбирать разные по стоимости варианты, например, оригинальные и не оригинальные запчасти.
При обслуживании обычно ищут хороших специалистов. Существует проблема с кадрами?
– Хороший специалист поработал у официального дилера, его не устроили условия работы, и он ушел в гараж. Проблема с кадрами острая, подобрать стоящих специалистов очень сложно.
Итак, машина куплена, приступаем к эксплуатации. Как оцениваешь состояние дорог в Краснодаре, например, вечный ремонт на центральных улицах?
– Пока работает техника, пока что-то делают – это хорошо. Да, это неудобно, но все познается в сравнении. Есть близлежащие регионы, где дорожное покрытие в таком плачевном состоянии, что люди решают не покупать автомобиль, понимая, что через 2 недели машина окажется на сервисе с погнутой подвеской. Я бы оценил наши дороги на 4 с плюсом. У нас, конечно, не идеальные условия – там, где пробки, уже не может быть идеальных условий. Эксплуатация автомобиля в городе подразумевает износ колодок, тормозных механизмов, большой расход топлива и, соответственно, идет больший износ двигателя, ходовой. Машина в идеальном состоянии сохраняется в городах с населением 100-200 тыс. чел, независимо от климата. В городах-миллионниках состояние авто намного хуже. Я имею ввиду европейскую часть России.
Как обстоит дело с парковками?
– Это огромная проблема. Введение платных парковок в центре абсолютно не оправдано. Платить за парковку там, где ты вчера бесплатно парковался, и, самое главное, называть парковкой место вдоль дороги – это неправильно. По моему мнению, наши власти идут не в том направлении. Если развивать парковки – так делать это грамотно, как, например, на улице Одесской – там есть автоматизированный паркинг, который экономит очень много места. Задача парковок – избавиться от машин, стоящих вдоль дороги. Но когда машина вдоль дороги стоит официально за деньги, то город от проблем не избавляется, а просто пополняет свой бюджет таким способом.
Сейчас тенденция объединяться, искать попутчиков и ехать на одной машине. Это оправдано?
– Мой друг регулярно ездит из Новороссийска в Волгоград, он активно пользуется ресурсом www.blablacar.ru, с каждого пассажира берет тысячу рублей, полностью окупает бензин. Это перспективно, общественный транспорт у нас очень не развит, именно на уровне организации маршрутов, поэтому эта тенденция будет актуальной еще долго.