Кого поддерживает фонд
Деньги на идею выдают победителям конкурса «Социальный предприниматель». Участвуют в нем ИП, НКО и коммерческие организации — представители малого и среднего бизнеса. С момента подачи заявки на конкурс до получения денег проходит 2 — 7 месяцев.
Требования к проектам высокие, но адекватные. Проекты должны:
Проекты-победители по итогам конкурса получают целевой беспроцентный займ на сумму от 150 тысяч до 10 миллионов рублей. Для стартапов эта цифра — 500 тысяч рублей. Реализовать проект и вернуть займ победители, получившие до 5 миллионов рублей, должны через 5 лет после старта финансирования. Тем, кому выдали выше этой суммы, дается 7 лет.
Какие проекты побеждают
В 2012 году конкурс выиграл проект «Ми&Ко» по производству экологичных стиральных порошков, разлагающихся в окружающей среде за сутки за счет использования натурального растительного и минерального сырья. Порошки без фосфатов, ароматизаторов, энзимов и оптических отбеливателей разработали для стирки детской одежды, аллергиков, астматиков и людей с кожными заболеваниями. Автор формулы порошка — Екатерина Матанцева, выпускница сразу двух факультетов Вятского государственного университета, «Прикладной информатики в экономике» и «Биотехнологий».
Еще одним победителем стал проект, посвященный новому методу вторичной переработки плаcтика. Роман Себекин разработал безвредную для окружающей среды технологию переработки полистирола в полистиролбетонных блоков и преобразования пластика в тротуарную плитку, черепицу и полимерные колодезные люки.
В последнее время много заявок на конкурс подают желающие открыть частные детские сады. Зачастую это современные садики на 30-40 детей в спальных районах больших городов, где родители оставляют ребенка на любое время, 5 — 7 дней в неделю. Авторы подобных идей прописывают в проекте все: от того, чем и как будут кормить малышей, до применяемых образовательных и воспитательных методик.
В Пермском крае Вячеслав Горелов на деньги фонда открыл «Школу фермеров». Проект решает вопрос социализации и трудоустройства безработной молодежи, в основном, воспитанников интернатов и коррекционных учреждений. Ребята обучаются и трудятся на ферме, вникают в сельхозпроизводство, многие создают собственные хозяйства.
Интересный проект-победитель — музейная фабрика пастилы в Коломне. Этот город очень активен в плане развития туризма и сохранения местной культуры. За три года здесь реализовали 12 социокультурных проектов по улучшению качества жизни в исторических кварталах города, создали различные туристские продукты, внедрили образовательные программы для местных жителей. Всем этим занимается опытная в своем деле организация — некоммерческое партнерство «Город-Музей».
В 2013 году победителями конкурса стали участники из Краснодарского края — галерея современного искусства «Белая лошадь» из Геленджика обошла несколько десятков соперников и попала в программу фонда.
Как смотрит на благотворительность крупный бизнес, и как привлечь его внимание к социальным проектам, рассказала Татьяна Алишевич, представитель по связям с общественностью «Филип Моррис Кубань».
По словам Татьяны Алишевич, в благотворительной работе компании именно в Краснодарском крае изначально было много ошибок в подходе к работе. Главная ошибка — точечная помощь, отсутствие целевых программ. Затем на местном уровне стали активно применять опыт корпоративной благотворительности «Филип Моррис» — компания занимается поддержкой нуждающихся уже более 50 лет, ведет программы в 60 странах мира. Со временем для «Филип Моррис» очень важным фактором успеха социального проекта стал единый подход к решению проблемы. Специалисты стали разрабатывать долговременные стратегии работы, превращать программы из разрозненных проектов в единое целое, организовывать вокруг проектов сообщества, упрощать обмен опытом различных НКО-партнеров, устраивать онлайн-конференции, вебинары.
Российские программы направлены на доступное образование, помощь женщинам в раскрытии потенциала и предоставление экономической возможности людям улучшить качество жизни.
Система работы компании в сфере благотворительности проста: компания создает собственные благотворительные программы и поддерживает некоммерческие организации. Специалисты «Филип Моррис» уже научились выявлять профессиональные НКО, и предпочитают работать с проектами, имеющими перспективы.
Крупный бизнес, по словам Татьяны Алишевич, с большей вероятностью поддержит проект, если он:
Подготовила Евгения Кавун