Почему для своего пилотного проекта вы выбрали именно краснодарский музей Коваленко?
Виктор Козлов: Основав агентство, мы стали искать себе интересную сферу работы. Начали с изучения рынка культуры, затем сузили исследовательскую область до музеев. Нашли в них хорошую платформу для имплементации знаний, полученных в области инновационного менеджмента, брендинга и разработки новых продуктов и сервисов.
Выбирая музей для своего первого проекта, мы учитывали потенциал территории, ресурсы музея и прочие факторы. Поскольку я был соавтором маркетинговой стратегии и брендинга Краснодара, у нашей команды уже было понимание, чем в целом живет город, какие у него проблемы, чего хотят люди. И, конечно, остались наработанные связи.
Валерия Витвицкая: Мы понимаем, что музей Коваленко — единственный художественный музей в городе. Он обладает уникальной коллекцией живописи и графики русского художественного авангарда начала ХХ века. В его фондах хранятся, например, «Беспредметное» Кандинского и «Супрематизм» Малевича. Но немногие об этом знают.
У музея есть потенциал, благодаря которому он может и должен стать популярным местом досуга горожан, а в более масштабном плане — выступить катализатором роста туристической привлекательности Краснодара. К тому же у музея Коваленко есть весьма ценный для нас актив — стремящиеся к развитию и открытые к диалогу сотрудники, уникальная атмосфера и недавно открытое просторное второе здание.
Кто еще входит в команду проекта?
В.К.: Есть две группы основных участников. Первая — команда «Агентства регионального развития», мы с Валерией. Вторая — команда музея Коваленко. В качестве консультантов мы намерены пригласить экспертов из области культуры и музейного проектирования, представителей профильных государственных учреждений и, конечно, текущих и потенциальных посетителей музея.
Какие моменты истории музея вам могут пригодиться при разработке?
В.В.: Художественный музей имени Коваленко — старейший на Северном Кавказе. И появился он потому, что один человек страстно этого пожелал. Основатель музея был человеком небогатым, без профессионального художественного образования. Но эти обстоятельства не помешали ему собрать внушительную коллекцию художественных произведений, добиться от городских чиновников помещения под галерею и привлечь посетителей, имеющих отдаленное представление о том, что такое изобразительное искусство и зачем оно вообще необходимо. Собственно, этим человеком был Федор Акимович Коваленко. По аналогии с другим известным меценатом его называют «кубанским Третьяковым». Это отличная история, которая не оставляет равнодушным.
Какой входной информацией вы располагаете?
В.К.: Первоначально мы изучили всю открытую информацию о музее — историю, коллекцию, медийное поле вокруг музея, его продукты, услуги, даже устав. Все, что можно было вытащить дистанционно.
Затем приехали в Краснодар на встречу с сотрудниками музея. Началась встреча с экскурсии, затем мы побеседовали с заместителем директора по выставкам и развитию Еленой Ковакиной, куратором информационно-образовательного центра Диной Конкиной и отвечающей за сектор развития и связи с общественностью Мариной Микитенко. Они рассказали, чем живет музей сейчас, с какими трудностями сталкивается, каким видит себя в будущем.
Вернувшись в Москву, мы запросили у сотрудников музея статистику — отчет по посещаемости, о продажах билетов с разбивкой по сегментам, а также годовые отчеты по сувенирной продукции, прайс-листы на все продукты и услуги, сами скачали на сайте документы по госзаданию, бухгалтерский баланс, план финансово-хозяйственной деятельности и многое другое.
В.В.: Данных у нас достаточно. Мы договорились, что музей предоставит нам необходимые документы для работы, если потребуется. Нехватки информации у нас не будет.
Какие исследования пройдут в Краснодаре в рамках проекта?
В.К.: Мы запланировали стандартные для брендинга исследования. Большую часть мы делаем в Москве, потому что некоторые вещи можно сделать дистанционно.
В Краснодаре, разумеется, пройдет ряд исследований. Например, мы сделаем глубинные интервью и проведем анкетирование посетителей музея с вопросами о музеях в общем, о музее Коваленко, о текущем состоянии музея, его восприятии, о том, каким его хотят видеть горожане. Планируется QFD-сессия. Но это не всё.
«QFD — аналитическая методика, позволяющая в компактной форме представить данные о разнообразных характеристиках продукта, а также отследить их влияние на принимаемые технические решения» — прим. ред.
В.В.: Мы хотим разобраться, какой он, посетитель музея Коваленко, а также выяснить, кто еще может им стать и почему он этого до сих пор не сделал.
В.К.: Мы проведем этнографические исследования, изучим «путь музейного посетителя» и особенности потребления музейного продукта, проведем интервьюирование сотрудников музея о некоторых нюансах работы, устроим форсайт-сессии с посетителями музея и представителями музейной отрасли Краснодара. Попробуем сформировать и концепты будущих продуктов. Это базовые вещи, которые мы точно сделаем. В процессе работы могут, конечно, понадобиться дополнительные активности.
«Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага», — Бен Мартин, университет Сассекса.
Есть ли у проектной команды опыт в музейном брендинге?
В.К.: Опыта нет никакого. Ноль. И я не вижу в этом ничего плохого. Хотя мы понимаем, что можем и скорее всего получим много негатива в свой адрес от представителей музейного сообщества.
Я вижу со стороны такую картину: многие эксперты вроде бы не так много сделали, но ко всему извне относятся с большим скепсисом. Особенно если они не закончили, скажем, факультет мировой культуры или истории искусств или не проработали 20 лет в музее.
У меня другая позиция. Для специалистов по маркетингу, брендингу и менеджменту опыт в конкретной области не так важен.
Вчера ты мог трудиться над пакетированными соками, сегодня — руководить автомобильным заводом, а местом преломления твоих усилий в итоге может стать музей. Ничего плохого в этом нет. Наоборот, ты можешь применять опыт других отраслей, привносить что-то новое, смотреть под другим углом. Да, требуется время, чтобы въехать в то, как функционирует новая система. Иногда это пара дней, иногда — несколько лет. Впрочем, нюансов в каждой сфере очень много. За их знание как раз и ценят сотрудников. Но суть процессов и механизмы остаются неизменны.
Например, в ходе анализа моделей музейного проектирования и управления мы поняли, что в музеях США применяют подходы, взятые из управления ассортиментом в супермаркетах. Там дополнительные продукты музея — это бренды, они ими управляют. Если какой-то продукт не работает, специалисты ищут причину этого, а затем меняют подход или «выводят продукт с полки», замещая новой инициативой.
Почему в российских музеях только сейчас стали появляться секции робототехники? Если бы музеи изучали спрос, подобные вещи появились бы раньше.
Музеям надо меняться, смотреть не только на опыт в своей отрасли, но и на окружающий мир. Но это не всё. Обязательно надо учитывать роль министерства культуры и его политику по отношению к музеям — чем музеи являются для министерства, какие задачи должны выполнять?
Да, брендинг музея Коваленко — наш пилотный проект. Если все получится, будем специализироваться на развитии музеев и других учреждений культуры. В любом случае сейчас в партнерстве с музеем Коваленко мы минимизируем возможные риски и ошибки, поскольку рабочий процесс носит коллаборационный характер — они учат нас, мы учим их.
В чем вы видите цель проекта?
В.В.: В идеале — музей расширит аудиторию и предложит для каждого сегмента актуальную линейку продуктов и услуг, внедрит лучшие практики сервисного дизайна, увеличит поток внебюджетных поступлений, а также выступит катализатором роста потока туристов в Краснодар.
В.К.: Одним из «побочных продуктов» брендинга музея может стать имплементация бренда города, который мы делали ранее по заказу администрации Краснодара. Сейчас он есть на бумаге. Мы считаем, что проект надо выводить в жизнь. Музей может стать одним из адвокатов этого бренда, проводником. Если житель города будет воспринимать искусство как обязательный модуль своего мозга, который требует постоянного обновления, если он поймет, что этот модуль полезен ему, то «вкус к жизни» (слоган проекта брендинга города — прим. ред.) быстрее запустится.
Планируете ли вы на основе брендинга музея Коваленко разрабатывать дизайн-концепцию?
В.К.: Конечно, мы намерены разработать систему визуальной айдентики, а именно — дизайн документации музея, раздаточной информации, оформительских элементов, сувенирной продукции, внешней и внутренней навигации. Фирменный стиль и дизайн носителей будет разрабатывать студентка курса «Визуальные коммуникации» в Британской высшей школе дизайна.
Когда вы планируете завершить аналитическую часть проекта?
В.К.: Исследования уже идут порядка трех недель, потому что с нуля. А в Краснодар приедем в период с 29 марта по 3 апреля. Все исследования должны закончится примерно в конце апреля.
«Отучившись в «Британке» на курсе «Маркетинг и бренд-менеджмент», я решил пробовать сделать что-то свое, отточить полученные знания на практике.
Уволился из «Спорт-Экспресса», где трудился руководителем департамента диджитал-проектов, и стал перечитывать файлы с идеями, которые в свободное время создавал, — о культуре, спорте, туризме, развитии территорий. Остановился на сфере культуры, в частности, на музейной деятельности. Эта отрасль показалась мне довольно интересной для новаций и брендинга.
Я пытался разработать какой-то инновационный продукт для музеев в IT. Спроектировал несколько решений, но вовремя остановился, поскольку все они требуют большого штата разработчиков. Ресурсов на это пока нет. А на разработку проектов брендинга есть. Для этого нам не надо привлекать сторонних специалистов. Мы все можем сделать сами, опираясь на собственные знания».
«Я закончила магистратуру в Колледже святого Мартина в Лондоне по специальности «Инновационный менеджмент». В своей работе исследовала тему социального предпринимательства и практическую сторону запуска собственных проектов.
Прожила в Лондоне 2,5 года в атмосфере всеобъемлющей творческой энергии. Почти каждый день ходила в музеи и бесчисленные галереи. Больше всего мне полюбились Tate Modern, Royal Academy и Victoria and Albert Museum. В них ты просвещаешься, вдохновляешься на новые свершения.
Секрет такого культурного опыта в отлаженных механизмах по маркетингу и брендингу музеев. В частности, в ориентации на посетителя и сервисном дизайне.
Вернувшись в Москву, я захотела, чтобы не только у столичных, но и региональных музеев, зачастую обладающих прекрасными коллекциями, появились аутентичные музейные бренды, способные привлечь новую аудиторию и увеличить свои внебюджетные доходы».
Подготовила Евгения Кавун