Трамваи Краснодара: как всё устроено

Трамваи Краснодара: как всё устроено

В 2015-м краснодарский трамвай отметил 115-летие. Краснодарский блогер Константин Трудик отправился в самое старое депо в городе, Восточное, чтобы разобраться, как все устроено.

 

С чем повезло Краснодару, так это с трамваем. Повезло стать одним из 17 городов Российской Империи, где на рубеже XIX-XX веков развернули сети электрического трамвая. Повезло сохранить и приумножить сеть после Великой Отечественной, пережить 1990-е, вписаться в современную экономическую обстановку с ее автомобильным бумом.

Краснодарский трамвай по праву может считаться достопримечательностью и украшением города. Трамвайные пути на узких улочках с брусчаткой в старом центре и выделенные линии на современных широких улицах, всё это — транспортный скелет города. Именно трамваи обеспечивают 79% муниципальных пассажирских перевозок.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Служба пути

Как театр начинается с вешалки, так и Краснодарское Трамвайно-Троллейбусное Управление (КТТУ) начинается со службы пути. Она готовит, укладывает, сваривает и обслуживает рельсы. Служба — одна из самых ударных в депо, работает ночью, чтобы не мешать интенсивному движению. Скорость работы столь велика, что даже капитальные ремонты путей, например, полную замену поворотных стрелок, делают максимум за 2 дня. Всем бы дорожникам такую оперативность.

Тем интересней посмотреть на специальные трамваи, которые просто так днем редко увидишь. В основном, это исчерпавшие ресурс пассажирские трамваи, переоборудованные для производственных нужд. Некоторые внешне не отличаются от пассажирских, другие — вообще не очень похожи на трамваи. Но вместе они составляют единую производственную цепочку.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Первым идет трамвай-экскаватор, способный отсыпать щебень. Далее — трамвай со встроенным краном для перевозки и погрузки рельс. Отдельный трамвай — для сварки. Есть даже рельсосмазочный трамвай, благодаря которому предприятие благополучно утилизирует все отработанное масло, направляя его на борьбу со скрипом рельсов и вагонов на поворотах.

Многие из агрегатов изготовила служба пути КТТУ самостоятельно, что значительно удешевило конструкцию. Например, авторская разработка — забавная машина для шлифовки рельс, построенная на основе стандартной трамвайной тележки и напоминающая по виду броневичок. Есть ей современная замена — комплекс из тележки по исследованию рельсового пути, которая строит компьютерную модель проблемных участков, и современной машины для шлифовки. В связке они работают достаточно быстро и качественно. За счет их краснодарский трамвай получает в разы меньше вибрации.

Есть и машины для изгибания рельс — в городе нет двух идентичных поворотов, и каждый раз рельсы изготавливают и собирают в путевую решетку индивидуально, под участок.

К слову, в каждом трамвае всегда есть две резервных песочницы. Они буквально сыплют песок на рельсы перед колесами на случай резервного торможения.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Восточное депо

Здесь днем пусто, практически все трамваи на линии. Стоят лишь несколько резервных трамваев, еще пара — на ремонте. Но спецтехника в наличии.

Посреди площадки красуются яркие снегоуборочные трамваи. Да, они есть и в Краснодаре — вот это по-настоящему редкий гость на путях. Промышленные трамваи спроектированы специально для уборки снега. В них два водительских места в обоих концах вагона, что позволяет безопасно двигаться в любом направлении. Есть и грозные, хоть и резиновые, орудия захвата снега. Яркий вид таким трамваям придают не только орудия, но и непривычный для молодежи круглый вид — им более 40 лет. Впрочем, благодаря непыльной работе в южном городе, снегоуборочные трамваи превосходно сохранились. Глядя на них, вдвойне хочется настоящей зимы, чтобы увидеть уборку снега на трамвайных путях своими глазами. Говорят, зрелище впечатляющее.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Поодаль скромно стоит один из по-настоящему аварийных трамваев на дизельной тяге и со здоровенной бухтой медного кабеля на борту. Он способен обеспечить резервное электропитание почти по военным технологиям.

Есть и обычные грузовые трамваи с открытой платформой. Единственное, что на экскурсии в депо не показали — поливочный трамвай, а такой имеется. Возможно, он работает на базе обычных технических, поливая газоны вдоль путей.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Настоящая гордость депо — полностью восстановленный вагон типа «Х». В смысле «Харьковский», построенный в 1931 году на Мытищинском вагоностроительном заводе. С 1932 по 1967 он работал на линии в Краснодаре, до 1987-го был вагоном-вышкой для ремонта контактной сети, а в 1987 его отреставрировали и переоборудовали в экскурсионный. Наконец, в 2007-м этот трамвай вознесли на постамент, где он стоит сейчас в превосходном состоянии. Сперва у водителя этого вагона не было кресла, приходилось стоять. Работа считалась важной и ответственной, а в кресле вагоновожатый мог расслабиться и уснуть. Представляете, в какое комфортное время мы живем, если сравнивать с суровыми 1930-ми?

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Здание депо

Самое старое, при этом действующее, депо в городе — Восточное. Здесь трамваи регулярно моют и дезинфицируют, обслуживают и ремонтируют.

Здесь становится ясно многое. Вы когда-нибудь задумывались, например, как поворачивает трамвай? У него колесная тележка держится на одном единственном шарнире, и она свободно крутится по ходу пути. Простой и надежный механизм.

Обращали внимание на заборчик у токоприемника троллейбусов и трамваев? Это информационная табличка, в которой двоичным кодом зашифрован номер состава. Его считывали камеры автоматизированной диспетчерской системы, которая использовалась в 1990-х. Сейчас все проще: каждый состав оборудован «Глонасс». Движение трамваев, автобусов и троллейбусов КТТУ отслеживает спутник. И все это можно наблюдать в прямом эфире на сайте.

За счет «Глонасс» в разделе «Транспорт онлайн» на сайте kttu.ru или с помощью мобильных приложений «Краснодар» и «Общественный транспорт», доступных для iOS и Android, можно следить за движением транспорта и планировать поездки. Очень удобно.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Мастерская

Бывший центральный парк, построенный в 1900 году, ныне — мастерская по ремонту подвижного состава, — истинная колыбель краснодарского трамвая. Находится она вдоль улицы Суворова до Мира.

Именно по улице Мира, ранее — Екатерининской, изначально ходил трамвай. А Триумфальная арка, которая стоит сейчас на перекрестке Красной и Бабушкина, раньше располагалась на перекрестке Мира и Седина. По истории трамвая в Краснодаре стоит написать отдельно, так что вернемся в атмосферу по-настоящему исторического здания.

Здесь история на каждом углу. Во дворе стоит старинный станок 1903 года. Само здание выглядит строго, но каждое окно — с наличником. Огромный сводчатый потолок — деревянный, умели раньше строить и красиво и надежно.

Удивительный контраст: в столь старом здании занимаются омоложением. Здесь проходят капитальный ремонт троллейбусы и трамваи. Надо сказать, отремонтирован почти весь состав.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

В мастерской делают все сами — разбирают кузов до остова, который ласково называют «скорлупкой», разваривают и переваривают, грунтуют, шлифуют. Полностью перебирают двигатель, перематывают сердечники, обтачивают колесные пары, прессуют их обратно в тележку и собирают совершенно новый, по сути, трамвай.

Мощностей и уникального опыта достаточно и для выполнения сторонних заказов. Например, рядом с трамвайными моторами стоят и гораздо более мощные, железнодорожные.

В этом месте чувствуется настоящая трудовая романтика. Как-то даже неловко отвлекать сотрудников от настоящей работы.

 

Другие города. Краснодар. Узнать. Город.

 

Диспетчерская

В соседнем здании, рядом с громыхающими станками и суровыми рабочими в спецовках, сидят женщины диспетчерской службы. Это финальная точка нашего маршрута. Именно здесь достигается слаженность движения всех трамваев, несмотря на пробки, злобных автомобилистов и порой медлительных пассажиров.

У каждого маршрута — собственное расписание, посмотреть все графики можно также на сайте КТТУ. Невероятно, что график соблюдается каждый день. Трамвай — самый пунктуальный транспорт в Краснодаре.

В диспетчерской занимаются и вопросами безопасности. КТТУ подключено к единой диспетчерской службе города, поэтому ее сотрудницы смотрят на трамваи через десятки видеокамер уличного наблюдения — на все дорожные происшествия служба реагирует в считанные минуты.

 

Подготовил Константин Трудик

 

Подробнее о краснодарских блогерах читайте в нашем материале «Место обитания».

 

Тэги:, , , , , , ,