— Но ведь план стратегического развития города существует?
Да, он есть в виде документа. Но мы обнаружили, что чаще всего решения по городским преобразованиям носят импульсивный и хаотичный характер. Часто они не проработаны экспертами, никак не согласованы с жителями. Хотя формально общественные слушания существуют, но их эффективность невелика. Нет качественной системы мониторинга, контроля и корректировки Программы стратегического развития города. Например, не выполнено обеспечение Юбилейного микрорайона необходимым количеством детских садов, школ, общественными пространствами и зелеными зонами, как впрочем и в других районах города, особенно новостройках, где ситуация может быть еще хуже. Сегодня в этом районе нет общественных пространств и детских садов, не хватает школ, хотя они предполагались изначально. Но эти земли были отданы под торгово-развлекательные комплексы и точечную застройку.
— Где вы берете людей? Почему они приходят и бесплатно работают?
На мой взгляд, за общественную работу люди берутся по одной из двух причин: либо болит, либо потому, что интересно. Например, у тебя неинтересная работа, что случается в 80 процентах в наши дни. Но у тебя есть какая-то нереализованная мечта, например, быть садовником или архитектором, или изучать инфраструктуру, или быть организатором чего-то. И тогда ты можешь развиваться в этом направлении в общественном движении. Или у тебя боль: например, под окном вонючий прудик или воды по колено во дворе в дождь. Тогда люди тоже объединяются и что-то делают. Парадокс состоит в том, что на боли людей можно объединить только временно, до решения проблемы, а вот на интересах вличном развитии и развитии территории это можно сделать на постоянной основе. Поэтому я за развитие, и многие люди поддерживают нас. Сами приходят, пишут письма, делают предложения и начинают работать. При любом удобном случае мы приглашаем всех на наши мероприятия. После каждого из них кто-то остается для постоянной работы, а кто- то участвует разово, но следит за нашими действиями, не остается в стороне.
— Какие инструменты вы используете для решения задач? Есть ли успехи?
Инструменты разные. Это и круглые столы, и конференции, и встречи. Но, проработав почти год, я поняла, что нужны действия с реальными результатами, которые можно пощупать и показать.
И мы начали проводить арт-субботники, главная цель которых — создание местных сообществ. Мы заметили, что, преображая придомовую территорию и ближайшие к дому зелёные зоны, люди знакомятся, делятся впечатлениями, проблемами и идеями, формируются команды и появляются лидеры. Но делается это очень медленно и тяжело. Люди не доверяют ни друг другу, ни власти. И в большинстве своём не верят в перемены, в то, что они сами могут что-то изменить.
Наша задача – после каждого такого мероприятия оставить локальное сообщество, которое будет в последствии заниматься развитием этой территории. Важно, чтобы они сами что-то придумывали, сажали, строили, приводили в порядок, и за чистотой следили, вовлекая в эти процессы детей с самого раннего возраста. Им еще и с администрацией и бизнесом нужно научиться работать.
Вот показательный момент: после первого арт-субботника какие-то агрессивные подростки пришли на озеро и сильно повредили арт-объект «Малая Голландия»: разбили часы, порвали шторы, сорвали крыши… Но собрались местные ребята все починили, забрали домой часы, подклеили, повесили обратно. Это были самые приятные вести. Значит, мы пробуждаем в людях желание жить в комфортном красивом месте и созидать, а не только разрушать.
— Для чего нужны объединения горожан по месту жительства?
В первую очередь для того, чтобы дети росли и развивались в правильной среде. Тогда и мысли, и поступки у них будут правильными. У нас в городе уже есть объединения людей по интересам, например: защитники животных, велосипедисты, спортсмены… Плохо то, что свои районы горожане часто используют только в качестве спального места.
Для того, чтобы город (а вместе с ним и горожане) преобразовывался и развивался, комфортные общественные пространства должны быть не только в центре, но и по месту жительства. Места для прогулок и занятий спортом, для развития детей, для проведенияразличных активностей, кружков. Нужно создать условия для того, чтобы люди собирались, передавали свои знания, вместе занимались творчеством, просто общались. А для этого нужно по-другому организовывать дворовые пространства. Можно, например, договариваться с застройщиками, чтобы они выделяли какое-то количество квадратных метров под домовые общественные центры, сейчас их модно называть комьюнити-центрами. Если правильно подойти к этому вопросу с точки зрения маркетинга, то все дополнительные функции жилого комплекса или дома становятся их конкурентным преимуществами и повышают ценность жилья в глазах потребителя. Взять хотя бы ЖК «Панорама». Там для жителей ЖК есть бесплатный фитнес-клуб, есть зона барбекю, и жители это ценят.
— Как вам пришла идея организовать арт-субботники?
Как-то написала в нашей группе «ПОМОГИ ГОРОДУ» в Facebook девочка Лиза и попросила помочь привести в порядок Карасун, что на Дмитриевской дамбе, это Верхнее Покровское озеро. Мы кинули клич, сформировали рабочую группу, сходили на место, посмотрели, что мы можем там сделать. Подключились две активистки, местные жители – Татьяна Хитрова и Оля Завьялова, они работали с жителями близлежащих домов и местным бизнесом. Пригласили для создания арт-объектов молодых архитекторов и студентов архитекторов из КубГУ и КубГАУ. Написали письмо Евланову, было дано распоряжение в Центральный округ, они нам помогли техникой и инвентарем.Нашлось много единомышленников, благотворителей. Было весело, и мы много чего сделали.
— Что могут дать горожанам арт-субботники?
Качественный досуг, развитие, общение, знакомства, творческое развитие, воспитание детей. У меня есть мечта создать в городе моду на арт-субботники, как на место проведения семейного досуга. Мне очень хочется, чтобы это стало круто, чтобы люди этим хвастались: «О, я был на арт-субботнике, делал такой арт-объект», «а моя фирма дала денег на этот объект», «а моя фирма дала денег на вот эту площадку». Один парень нас покритиковал, заявив, что мы делаем эти арт-объекты, хотя можно было бы заняться созданием более прикладных вещей, беседку построить, например. Нужно делать и беседки, нужно делать сходы к воде, привлекать к этому власти и бизнес. А арт-объекты – это красивости, которые привлекают внимание, мы повышаем привлекательность этого места. В дальнейшем мы хотим, чтобы такой формат арт-субботников тиражировался во всех районах города.Один постоянный участник арт-субботников Артем Микиртумянц, который управляет маркетингом в одной крупной компании, говорит: «Один раз в месяц проводить субботник, это очень редко. Дети каждый день спрашивают: «Когда пойдем на субботник?» Он стал мотивирующим событием в семье. Будешь хорошо себя вести – пойдешь на субботник!» Он приходит с двумя совсем маленькими очаровательными детками, они очень любят красить. Вот это классно! Будет ли такой ребенок что-то разрушать в дальнейшем? Вряд ли.